Департамент образования Орловской области
Управление общего образования администрации Орловского муниципального округа Орловской области
Филиал №1 МБОУ "Становоколодезьская CОШ» Орловского муниципального округа Орловской области
OBR57.ru

Образовательные стандарты и требования

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения 

Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.

Перечень учебников и учебных пособий смотреть

Пять этапов перехода на новые ФГОС  

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ введены ФГОС третьего поколения.

ФГОС третьего поколения предполагает:

 1.  Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.

 2.  Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.

 3.  Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

 4.  Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

 Здесь Вы можете познакомиться с новыми стандартами 3-его поколения:

Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №286 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №287 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо  от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.

Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 г.

Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с новым ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу приказа, с согласия их родителей (законных представителей).

Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»

Федеральный государственный образовательный стандарт   основного общего образования  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. №08-1786 "О рабочих программах учебных предметов" (скачать файл .pdf >>> 1,89Mb)

ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (скачать файл .doc >>> 197Kb)

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (скачать файл .doc >>> 52,5Kb)

Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
(скачать файл .doc >>> 65,5Kb)

Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
(скачать файл .pdf >>> 3,88Mb)

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (скачать файл .pdf >>> 2,14Mb)

Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. №08-461 "О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ" (скачать файл .pdf >>> 5,17 Mb)

Приказ о внесении изменений в ФГОС НОО от 31.12.2015г. №1576 (скачать файл .pdf >>> 424Kb)

 ФГОС ООО

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (скачать файл .doc >>> 286Kb)

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (скачать файл .doc >>> 35Kb)

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ от 14 декабря 2015 г. №09-3564 (скачать файл .pdf >>> 2,48Mb)

Приказ о внесении изменений в ФГОС ООО от 31.12.2015г. №1577 (скачать файл .pdf >>> 1211Kb)

 

ФГОС ОВЗ

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Введение Стандартов предполагает создание в образовательной организации соответствующих материально-технических, организационных, кадровых условий.

Основные функции ФГОС ОВЗ:

  • максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

  • дать каждому ребенку возможность на практике реализовать Конституционное право на школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения в развитии и типа учреждения, где он получает образование;

  • гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

  • обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желаниям семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.

ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с двигательными нарушениями, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).

Разработаны четыре варианта ФГОС начального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В них отражены:

  • Системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования;

  • Структуре образовательных программ;

  • Условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

1 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.

2 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

3 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

4 вариант ФГОС ОВЗ. Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка. При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуется в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Условия реализации ФГОС ОВЗ в школе

  • Статус «ОВЗ» ребенку устанавливает ТПМПК (территориальная психолого-медико –педагогическая комиссия: МБУ «Городской образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла» , 302020, г. Орел, ул. Плещеевская, 18, т.41-85-23) Статус «Инвалид» устанавливает МСЭ (медико-социальная экспертиза

  • В рекомендациях ТПМПК определяется вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ, формулируются специальные условия образования (СОУ)

  • МСЭ прописывает ИПР (индивидуальный план реабилитации) для ребенка-инвалида.
    С учетом данных заключений (рекомендаций) лицей организует обучение ребенка с нарушениями развития.

    Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС ОВЗ)
    1.1. – для глухих
    2.1. – для слабослышащих и позднооглохших
    3.1 – для слепых
    4.1. – для слабовидящих
    5.1 - ТНР (тяжелое нарушение речи)
    6.1 – НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата)
    7.1. – ЗПР (задержка психического развития)
    8.1. – РАС (расстройство аутистического спектра)

Нормативные документы

Федеральный уровень

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

СанПиН от 10.07.2015 года Об утверждении СанПиН для ОВЗ

Приказ №336 н от 30.06.2016 об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому

 

Региональный уровень

Приказ Департамента образования Орловской области по организации работы по введению ФГОС ОВЗ

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.